Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ново-Ямская средняя общеобразовательная школа

имени адмирала Ф.С. Октябрьского»

(МБОУ «Ново-Ямская СОШ»)

Общение и взаимопонимание с родителями это здорово!

16 октября 2017 г.

Подростковая пора — сложная и короткая. Чтобы пройти её «без жертв и разрушений», нужно знать её особенности. Быть умным и терпеливым.

— Трудно?

— Очень!

— Точно. А кто говорил, что быть родителем легко?!

Это самая сложная и ответственная работа на земле. Итак, осторожно — подросток!

 

      В начале учебного года в школе проводилась работа по теме: «Подросток и родитель». Цель данной деятельности была в следующим:

- оценить взаимопонимание ребёнка и родителя.

      Было проведено анонимное анкетирование среди учащихся 7-ых по 11 классов и их родителей.

Опрошено 172 обучающихся. 

Из опрошенных

- 60% учащихся считают, что их отношения с родителями благополучные;

- 34% учащихся, считают отношения с родителями удовлетворительные;

- 6% учащихся, считают отношения с родителями имеют ограниченный характер.

В анкетировании приняли участие 137 родителей.

По результатам анкет можно выделить несколько групп семей.

В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях. Можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.

Вторая группа.  Здесь присутствует согласованность семейных отношений, но отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношение между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок.  В таких семьях преобладают конфликты.

Третья группа. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребёнка. Их главное правило: «чтобы учился отлично и вёл себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания.

    Уважаемые родители, спасибо вам за участие в анкетировании. Позвольте, вам дать несколько рекомендаций по отношению к вашему любимому ребёнку  и воспитанию подростка.

Как помочь подростку справиться с кризисом взросления

1. Создайте и поддерживайте с подростком тёплые, доверительные отношения. Принимайте Вашего подростка таким, какой он есть. Важно, чтобы подросток каждый день получал знаки вашей любви и принятия в виде ласковых поощрительных слов, объятий. Избегайте в общении с подростком иронии, бестактных замечаний.     Известный семейный терапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день. 

2. Будьте терпеливы и терпимы общаясь с подростком. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений, чаще договаривайтесь, аргументируйте своё мнение, идите на компромисс. 

3. Интересуйтесь мнением подростка, постарайтесь взглянуть на мир его глазами, попытайтесь найти с подростком общий язык. 

4. Дайте возможность подростку почувствовать себя полноправным членом семьи с мнением, которого считаются. 

5. Формируйте привычку и потребность разговаривать с родителями «по душам», доверять секреты. Никогда не используйте откровенность подростка против него, не спешите с оценками и советами, умейте терпеливо и безоценочно выслушать и посочувствовать. 

6. Будьте готовы пересмотреть и обсудить с подростком ограничения и запреты, которых вы придерживались раньше, предоставьте ему больше самостоятельности. 

5. Проявите интерес, заинтересуйтесь увлечениями вашего подростка, постарайтесь найти в них что-то интересное для себя. Не критикуйте, не игнорируйте и не высмеивайте не понятные вам увлечения подростка. 

6. Используйте стремление подростка к самоутверждению, предоставьте ему позитивные возможности для самореализации. 

6. Планируйте и проводите совместный досуг.

7. С уважением и интересом отзывайтесь о друзьях подростка, не критикуйте их, предоставьте возможность подростку приглашать своих друзей в гости, это даст вам возможность узнать больше о круге общения вашего ребёнка. Чаще разговаривайте с подростком о его друзьях. 

8. Искренне интересуйтесь переживаниями и проблемами подростков, демонстрируйте ваше уважение и признание их личности, индивидуальности. 

9. Научите подростка самостоятельно решать возникающие проблемы, а не игнорировать их. 

10. Формируйте привычку ставить цели, планировать свои действия для достижения поставленных целей. 

11. Предоставьте возможность подростку самостоятельно оформить собственное пространство (комнату), выбрать стиль одежды. При необходимости помогите подростку в поисках собственного стиля в одежде, прическе и т.д. 

12. Уважайте личное пространство подростка, стучите, входя в его комнату, не заглядывайте в его дневники, предоставьте возможность подростку самому контролировать порядок в своей комнате, так как ему удобно. 

13. Делитесь своими переживаниями с подростком, обращайтесь к нему за помощью и советом, говорите о том, как важна для вас его поддержка. 

14. Будьте для подростка примером достойным подражания, найдите способы поддержания и укрепления своего авторитета ненасильственным способом. Будьте другом для своего взрослеющего ребёнка. 

15. Общаясь с подростком, чаще вспоминайте себя в этом возрасте, возможно, вам станут понятнее его переживания и поступки.