Муниципальное бюджетное 
общеобразовательное учреждение

"Ново-Ямская средняя общеобразовательная школа имени адмирала Ф.С. Октябрьского"

Формирование традиционных семейных ценностей у старшеклассников: из опыта апробации курса «Нравственные основы семейной жизни»

9 января 2020 г.

Формирование традиционных семейных ценностей у старшеклассников: из опыта апробации курса «Нравственные основы семейной жизни»

В психологии установлено, что в подростковом  возрасте идет активное формирование мировоззрения. Подросткам в силу возрастных особенностей интереснее не химия с физикой, как бы того не хотелось учителям и родителям, для них актуальнее и важнее вопросы: как найти себя? кто я? какой будет моя семья? каким может быть мое будущее? Но школьная программа выстроена так, что для обсуждения этих самых интересных и актуальных тем в школе нет ни пространства, ни времени.

Логика изложения материалов курса «Нравственные основы семейной жизни»  была выстроена с учетом возрастных особенностей старшеклассников. У старшеклассников, у которых  перестраивается отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру как раз-таки появляется время спросить, обсудить, сделать выводы.

Апробация курса «Нравственные основы семейной жизни», стартовавшая в Тверской области в январе 2018 года, началась в Ново-Ямской школе имени адмирала Ф.С.Октябрьского Старицкого района в декабре 2017-го, со встречи с родителями десятиклассников.

Важно, чтобы человек, который преподает этот предмет, был знаком родителям, вызывал их доверие. Они более или менее должны представлять то, что он будет говорить. Только так можно снять родительскую тревожность.

На родительском собрании была представлена презентация курса.

С помощью авторской презентации родители смогли подробно познакомиться с темами курса,  обсудить их.

Говоря о продолжительности курса, мы затронули тему загруженности учащихся выпускного 11 –го класса, неожиданно реакция родителей была положительная, было высказано мнение: «Пусть хоть на одном из уроков дети поговорят о жизни».

Конечно, в идеале было бы начинать с совместного обучения учителей и родителей, как об этом рассказывает Протоиерей Александр Дягилев, председатель Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии, руководитель Санкт-Петербургского епархиального центра Православного объединения «Супружеские встречи». Он наблюдал, будучи в Польше как родители с учителями проходят курс вместе, учась взаимодействовать. Получается, родители и педагоги говорят на одном языке и потом уже проводят определенные занятия с детьми.

Поскольку, у нас такой системы нет, следовало искать другие пути взаимодействия с родителями. Посещение родительских собраний стало традицией. Одно из таких посещений было посвящено анализу вводной анкеты, на вопросы которой учащиеся отвечали анонимно. Интересно было наблюдать за реакцией родителей, некоторые ответы для них стали откровением, некоторые заставили серьезно задуматься.

Ответы учащихся позволили составить представление о том, как сформированы традиционные семейные ценности у старшеклассников, насколько противоречиво их понимание взрослой жизни.

На вопрос  «Вы ощущаете себя счастливым человеком?» 38% опрашиваемых ответили утвердительно, 55% ощущают себя частично счастливым человеком , 1 человек (7%) ответил отрицательно.

На вытекающий из предыдущего вопрос «Если нет, что Вам мешает стать счастливым?» отвечали 62% анкетируемых ( те, кто назвал себя частично счастливым, и ответил отрицательно). Причинами были названы: мысли и переживания, личные проблемы и обстоятельства, предстоящие экзамены, и неумение любить и ценить близких людей («грубо веду себя с дорогими для меня людьми»)

 На вопрос «Сколько детей Вы хотели бы иметь в своей будущей семье?» имелся ответ у всех. 1 человек (7%) заявил о желании иметь 1 ребенка, 55 % предполагают, что в их семье будет 2 ребенка, 31 % - 3 ребенка и 1 человек (7%) ответил, что хотел бы, чтобы в семье было 4 ребенка.

Все опрашиваемые ответили утвердительно на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым хранить верность в супружестве?», « Как Вы относитесь к тому, чтобы прожить с одним супругом (супругой) всю жизнь?»  Свой вариант ответа они объясняют тем, что верность необходима для сохранения супружеских отношений, что создание семьи предполагает выбор одного человека, с которым планируешь прожить всю жизнь.

Надо отметить, что результаты анкетирования в 10 классе 2018-19 учебного года отличаются от результатов предыдущего класса. При ознакомлении  с результатом опроса родители десятиклассников пришли к выводу, что есть о чем задуматься.

Как показала практика, очень удобно, комфортно работать с группой учащихся  до 15 человек. Это дает возможность составить диалог, всем высказаться, создать благоприятную для откровенного разговора атмосферу, где-то и поспорить.

Надо отметить, что многие темы вызвали живой интерес у учащихся: тайна возраста и пола, дружба и любовь в жизни человека, предбрачный период и многое другое.  Предваряя изучение темы «Семейные конфликты», мы выясняли, насколько конфликтны лично,  чем повод отличается от причины конфликта; социальный педагог Васильева Н.Ю. (по совместительству общественный помощник уполномоченного по правам ребенка в Старицком районе) помогла изучить типы и функции семьи, определить значение семьи для общества. Мы рассмотрели примеры из жизни маргинальных семей, выяснили, почему не снижается количество детей, направляемых в социально-реабилитационный центр, который расположен в соседнем от школы здании.

При изучении темы «Самый важный день», которая рассказывает о рождении новой семьи, о бракосочетании, возникло много вопросов о таинстве венчания. Естественным было пригласить на занятие священнослужителя. Настоятель Ильинского храма отец Владимир с готовностью откликнулся на наше приглашение. Разговор получился содержательным.

И если с десятиклассниками, в рамках курса «Нравственные основы семейной жизни», отец Владимир говорил о создании семьи, то в 11 классе разговор шел о традициях религиозного воспитания детей в семьях. 

Анкетирование на выходе, в 11 классе показало, что отношение к вопросам семейной жизни изменилось.

Один из вопросов звучал так: «Для чего человек живёт?». И если в 10 классе большинство целью жизни определяло личное счастье, удовольствие,то заканчивая одиннадцатый класс те же старшеклассники в большинстве выбрали ответ: «Для продолжения рода, создания семьи».

Буду объективна, дети стремительно взрослеют в период от перехода в 10 класс до окончания школы. Но, как мне кажется, нелишней стала возможность подправить взросление традиционными семейными ценностями.

Темы изучаемые на занятиях курса «Нравственные основы семейной жизни» обсуждаются дома с родителями, как рекомендация дается задание «обсудите дома с родителями, спросите их мнение»

То, что курс обсуждается  дома,  подтверждается результатом небольшого опроса, который проходил на родительском собрании. Родителям старшеклассников было предложено ответить на 2 вопроса:

1.Обсуждает ли Ваш ребёнок то, что услышал на уроках Нравственных основ семейной жизни с Вами дома?

2. Как вы думаете, есть ли необходимость в старших классах вводить курс «Нравственные основы семейной жизни»? Почему?

На первый вопрос предполагался ответ «да, «нет».  55% опрошенных ответили утвердительно,  45% не обсуждают предмет дома.

Но даже те, с кем дети не обсуждают дома услышанное на уроках, высказались за необходимость такого курса. Среди аргументов за введение: « в жизни пригодится», «для общего развития», «чтобы лучше подготовить их к будущей жизни», « чтобы дети задумывались об ответственности в семье, обществе», «чтобы дети понимали,  что такое семья, потому что сейчас очень сложно складывается жизнь у молодых людей», « узнать или спросить то, о чем не решается дома» спросить ребёнок.

Опыт преподавания курса в нашей школе был представлен в апреле 2019 года на V Всероссийской конференции «Традиционные семейные ценности: диалог поколений» в г. Ржев, в ноябре 2019 года на VII Фаддеевских образовательных чтениях в г. Тверь.

Решение  о введение курса «Нравственные основы семейной жизни» во всех школах будет принято по завершении апробации в 2020 году.

Воробьева Л.В., педагог-библиотекарь МБОУ «Ново-Ямская СОШ»