Муниципальное бюджетное 
общеобразовательное учреждение

"Ново-Ямская средняя общеобразовательная школа имени адмирала Ф.С. Октябрьского"

Юные экологи Старицкого района изучают Щаповский овраг.

14 июня 2022 г.

Экология – наука о взаимодействии человека и природы. Окружающий мир разнообразен и прекрасен. Но часто мы  не замечаем и не обращаем внимания на красоту природы. В нашем районе находится много уникальных природных объектов, которые представляют интерес как для ученых, так и для туристов.  Часто, даже проживая рядом, люди  не догадываются о ценности природы, которая находится почти у порога их дома или дачи. Сохранение и  отслеживание состояния окружающей среды является важной частью воспитания школьников.

Для районного методического объединения учителей биологии и химии стало доброй традицией завершать учебный год экологическим практикумом. Не стал исключением и этот учебный год. На этот раз учителя химии и биологии Ново-Ямской СОШ,  тьюторы по биологии и химии, пригласили учителей района вместе с учениками познакомиться с особо охраняемой природной территорией «Щаповский овраг».

Утром 8 июня экологический десант в составе представителей Ново-Ямской СОШ, Старицкой СОШ, Берновской СОШ, Степуринской СОШ, Луковниковской СОШ отправился к Щаповскому оврагу.

После инструктажа по технике безопасности и краткой ознакомительной характеристики объекта участники практикума получили бланки описания объекта и  направились в овраг. Учитель биологии Краснокутская Т.С. рассказала о редких и исчезающих видах растений, которые произрастают на  этой территории, показала эти растения и вместе с ребятами и учителями определили стадии развития. Так началась работа над оценкой состояния ООПТ.

Затем группа спустилась к малой речке Каменка, которая протекает по дну оврага и, собственно, и промыла этот овраг. Здесь, полюбовавшись живописными водопадами, участники приступили к изучению состояния речки. Под руководством учителя химии Жуковой Т.В. был проведен экспресс-анализ качества воды, определены органолептические показатели: запах, цветность, прозрачность, мутность. А также проверена кислотность, присутствие нитратов, аммонийного азота, железа.

Затем ребята и их руководители с энтузиазмом под руководством Краснокутской Т.С. изучали прибрежную растительность, фауну водного мира Каменки. Большой интерес вызвал цифровой микроскоп, который помог рассмотреть некоторые организмы более подробно.

В завершение практикума участники прошли к обнажению коренных пород, которыми известен данный овраг. Участники рассмотрели слои залегания коренных пород – известняка и оценили крутизну склона.

Усталые, но с чувством выполненного долга, возвращались домой юные экологи и их руководители. Состояние объекта по результатам проведенных исследований хорошее. Но все отметили, что русло сильно завалено упавшими деревьями, которые образуют запруды и приводят к заиливанию каменистого дна речки. Это затрудняет доступ к объекту, но и уменьшает антропогенную нагрузку. К сожалению, следует отметить, что палеонтологическая ценность оврага снизилась, так как многие окаменелости скрыты изменившимся руслом речки, образовавшейся осыпью, а также в результате деятельности человека.

Цели выездного практикума достигнуты: участники познакомились с многообразием растительного мира Щаповского оврага, оценили экологическое состояние, проведя гидробиологические исследования на речке Каменка. Полученные в ходе практикума информация и навыки привлекли внимание к необходимости бережного отношения к окружающей среде и могут быть использованы в дальнейшей природоохранной деятельности учащихся и их руководителей.