Учитель учится всю жизнь! Как только он перестает
учиться, в нем умирает учитель!
К.Д. Ушинский
Постоянное повышение своей квалификации – просто необходимо каждому учителю. Меняется все: дети, технологии, сам мир. И остановиться для педагога означает безнадежно отстать.
С 1 сентября 2022 года во всех школах России вступили в силу обновлённые ФГОС начального и основного общего образования.
Ново-Ямская школа является стажировочной площадкой по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования.
В рамках работы площадки в марте 2023 года была проведена методическая неделя.
Учителя провели открытые уроки в соответствии с критериями ФГОС 2021, показали мастер-классы.
В Ново-Ямской школе действует 7 методических объединений: ШМО учителей начальных классов, ШМО учителей иностранного языка, ШМО учителей русского языка и литературы, творческая группа, спортивно-творческое ШМО, ШМО учителей математики, информатики, физики и социально-педагогическая служба школы. Каждое методическое объединение представило свои наработки.
Мастерство учителя прежде всего проявляется на уроке. Педагоги Ново-Ямской школы смогли удивить жюри, показав высокий уровень профессионализма.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
ФГОС во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.
Требования к современному уроку по ФГОС
• Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
• В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
• Осуществляется практический, деятельностный подход.
• Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
• Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
• В полной мере на уроке должен реализовываться инвариантный модуль программы воспитания «Школьный урок»
Педагоги МБОУ «Ново-Ямская СОШ» показали, что обновленные ФГОСы освоены в полной мере. Были проведены следующие уроки:
Окружающий мир
«Почему мы любим кошек?»
|
1а - класс
|
Кабанцова Е.В.
|
Обществознание «Общение»
|
6а - класс
|
Шукалина Т.М.
|
Русский язык «Склонение сложных числительных»
|
6б - класс
|
Григорьева Н.А.
|
Математика «Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности»
|
7б-класс
|
Силаева Ю.П.
|
Психологическое занятие по формированию толерантности «Простить – значит любить»
|
9в – класс
|
Степанова Т.В.
|
После прослушанных самоанализов уроков и анализов уроков в группах жюри подвело итоги, в непростой борьбе победителем в номинации «Урок» признана Силаева Ю.П., призерами стали Григорьева Н.А., Степанова Т.В., Шукалина Т.М., Кабанцова Е.В.
Каждый учитель – мастер своего дела!
Последнее время набирает популярность новый формат передачи опыта – мастер-класс. Это короткий емкий метод, при котором участникам на практике предлагается быстро освоить новые приемы и методы работы. В рамках методической недели в Ново-Ямской школе учителя также провели педагогические мастер-классы.
Учитель математики Миронова О.С. доказала, что можно легко овладеть приемами быстрого счета, присутствующие научились умножать в уме многозначные числа, вычислять синусы и косинусы углов. Оксана Сергеевна поделилась с коллегами опытом использования математических фокусов на уроках.
Учитель русского языка и литературы Петухова Е.Н. показала, как можно быстро снять эмоциональное напряжение на уроке, формировать интерес к литературе, развивать способности к выделению существенного, анализу и синтезу, формировать читательскую грамотность с помощью приема технологии критического мышления – диаманта. Учителя успешно справились с заданием, составив диаманту на тему: «Школа».
Педагог-библиотекарь Воробьева Л.В. показала, как с помощью нейросети стать писателем. Искусственный интеллект прочно вошел во все сферы жизни человека. Присутствующие убедились: стоит задать тематику сочинения нейросети «Балабоба», написать несколько предложений – и продолжение рассказа готово. Но не все и ей под силу!
Учитель начальных классов Иванова М.А. учила коллег ментальной математике. Опыт педагогов Китая по обучению детей умножению многозначных чисел был освоен и учителями Ново-Ямской школы.
Учитель английского языка Смирнова А.А. доказала, что телефоны на уроках даже очень полезны, если умело использовать QR- коды в образовательном процессе. Анна Александровна научила всех присутствующих генерировать QR- коды, раздала памятки-буклеты, показала, как современно и информативно оформить кабинет с помощью QR- кодов.
Учитель химии Жукова Т.В. представила мастер-класс по теме: «Системно - деятельностный подход к формированию предметных компетенций на уроках химии». Химия по праву считается одним из самых сложных предметов, но благодаря Татьяне Викторовне педагоги быстро научились высчитывать нужный процент уксусной кислоты для домашних заготовок.
Выбрать лучший мастер-класс было очень сложно. Разнообразная тематика, интересные формы подачи, яркая наглядность – все это представили наши конкурсанты. Дипломы победителей в этой номинации получили Воробьева Л.В., Смирнова А.А., Иванова М.А., Миронова О.С., Жукова Т.В., Петухова Е.Н.
Методическая неделя, несомненно, - очень эффективная форма повышения педагогического мастерства. Определены позиции по проблеме организации урочной деятельности в условиях реализации ФГОС 2021, выявлены проблемы.